Уважаемый коллега!
Предложенный материал поможет определить сферу возможных ограничений и трудностей, встречающихся у ваших учащихся. Степень и характер трудностей подскажет направления работы специалистов, которые помогут вам в дальнейшем обучении таких детей. Вы владеете одним из самых надёжных и объективных методов исследования – НАБЛЮДНЕНИЕМ в учебно-воспитательном процессе. Ваш вывод в результате наблюдения – основание для последующих коррекции и развития силами узких специалистов – логопеда, психолога, дефектолога.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ
Феноменология трудностей |
Возможные психологические причины |
|
1. В письменных работах пропускает буквы |
1. Низкий уровень развития фонематического слуха |
|
2. Слабая концентрация внимания |
||
3. Несформированность приемов самоконтроля |
||
4. Индивидуально-типологические особенности личности |
||
5. Другие психологические причины |
||
2. Неразвитость орфографической зоркости |
1. Низкий уровень развития произвольности |
|
2.Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу) |
||
3. Низкий уровень объема и распределения внимания |
||
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти |
||
5. Слабое развитие фонематического слуха |
||
6. Другие психологические причины |
||
3. Невнимателен и рассеян |
1. Низкий уровень развития произвольности |
|
2. Низкий уровень объема внимания |
||
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания |
||
4. Преобладающая мотивация учения — игровая |
||
5. Другие психологические причины |
||
4. Испытывает трудности при решении математических задач |
1. Низкий уровень развития общего интеллекта |
|
2. Слабое понимание грамматических конструкций |
||
3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков |
||
4. Низкий уровень развития образного мышления |
||
5. Другие психологические причины |
||
5. Испытывает затруднения при пересказывании текста |
1. Несформированность умения планировать свои действия |
|
2. Слабое развитие логического запоминания |
||
3. Низкий уровень речевого развития |
||
4. Низкий уровень развития образного мышления |
||
5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации) |
||
6. Заниженная самооценка |
||
7. Другие психологические причины |
||
6. Неусидчив |
1. Низкий уровень развития произвольности |
|
2. Индивидуально-типологические особенности личности |
||
3. Низкий уровень развития волевой сферы |
||
4. Другие психологические причины |
||
7. Трудно понимает объяснение с первого раза |
1. Несформированность приемов учебной деятельности |
|
2. Слабая концентрация внимания |
||
3. Низкий уровень развития восприятия |
||
4. Низкий уровень развития произвольности |
||
5. Низкий уровень развития общего интеллекта |
||
6. Другие психологические причины |
||
8. Постоянная грязь в тетради |
1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук |
|
2. Несформированность приемов учебной деятельности |
||
3. Недостаточный объем внимания |
||
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти |
||
5. Другие психологические причины |
||
9. Плохое знание таблицы сложения (умножения) |
1. Низкий уровень развития механической памяти |
|
2. Низкий уровень развития долговременной памяти |
||
3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы |
||
4. Низкий уровень развития произвольности |
||
5. Слабая концентрация внимания |
||
6. Несформированность приемов учебной деятельности |
||
7. Другие психологические причины |
||
10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы |
1. Несформированность приемов учебной деятельности |
|
2. Низкий уровень развития произвольности |
||
3. Другие психологические причины |
||
11. Постоянно забывает дома учебные предметы |
1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность |
|
2. Низкий уровень развития произвольности |
||
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания |
||
4. Другие психологические причины |
||
12. Плохо списывает с доски |
1. Несформированность предпосылок учебной деятельности |
|
2. Низкий уровень развития произвольности |
||
3. Низкий уровень переключения внимания |
||
4. Недостаточный объем внимания |
||
5. Низкий уровень развития кратковременной памяти |
||
б. Другие психологические причины |
||
13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо |
1. Низкая скорость протекания психических процессов |
|
2. Несформированность приемов учебной деятельности |
||
3. Низкий уровень развития произвольности |
||
4. Другие психологические причины |
||
14. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять |
1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания |
|
2. Низкий уровень развития произвольности |
||
3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого |
||
4. Несформированность предпосылок учебной деятельности |
||
5. Другие психологические причины |
||
15. Постоянно переспрашивает учителя |
1. Низкий уровень объема внимания |
|
2. Слабая концентрация и устойчивость внимания |
||
3. Низкий уровень развития переключения внимания |
||
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти |
||
5. Низкий уровень развития произвольности |
||
6. Несформированность умения принять учебную задачу |
||
7. Другие психологические причины |
||
16. Плохо ориентируется в тетради |
1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве |
|
2. Низкий уровень развития произвольности |
||
3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук |
||
4. Другие психологические причины |
||
17. Поднимает руку, а при ответе молчит |
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику |
|
2. Заниженная самооценка |
||
3. Низкий уровень развития произвольности |
||
4. Другие психологические причины |
||
18. Опаздывает на уроки (4,8%) |
1. Несформированность приемов самоконтроля |
|
2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания |
||
3. Низкий уровень развития произвольности |
||
4. Возможные трудности в семье |
||
5. Причины вторичной выгоды |
||
6. Другие психологические причины |
||
19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест |
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику |
|
2. Преобладающая мотивация учения — игровая |
||
3. Индивидуально-типологические особенности личности |
||
4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания |
||
5. Низкий уровень развития произвольности |
||
6. Несформированность приемов учебной деятельности |
||
20. Испытывает страх перед опросом учителя |
1. Заниженная самооценка |
|
2. Возможные трудности в семье |
||
3. Внутреннее стрессовое состояние |
||
4. Индивидуально-типологические особенности личности |
||
5. Другие психологические причины |
||
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует |
1. Несформированность отношения к себе как к школьнику |
|
2. Преобладающая мотивация учения — игровая |
||
3. Низкий уровень развития произвольности |
||
4. Несформированность приемов учебной деятельности |
||
5. Другие психологические причины |
||
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время |
1. Отсутствует учебная мотивация |
|
2. Несформированность отношения к себе как к школьнику |
||
3. Заниженная самооценка |
||
4. Внутреннее стрессовое состояние |
||
5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР |
||
6. Другие психологические причины |
||
23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями |
1. Возможные трудности в семье |
|
2. Перенесение функции матери на учителя |
||
3. Особенности развития "Я-концепции" |
||
4. Другие психологические причины |
||
24. Долгое время не может найти свою парту |
1. Слабое развитие ориентировки в пространстве |
|
2. Низкий уровень развития образного мышления |
||
3. Низкий уровень развития восприятия |
||
4. Низкий уровень сформированности произвольности |
||
5. Низкий уровень развития самоконтроля |
||
6. Низкий уровень развития долговременной памяти |
||
7. Адаптационный стресс (связанный с большим количеством ярких событий) |
||
|