Юбилей эстетики.

В далеком 1989 году в недрах Запорожского городского управления народного образования, которым руководил на тот момент Николай Фролов, родилась идея создать сеть школ эстетического воспитания. ГорУНО поделилось своими соображениями с директорами школ, предложив желающим в экспериментальном порядке принять участие в этом новом для города деле. Были отобраны директора-добровольцы, которых отправили за опытом по городам тогда еще Советского Союза, где уже апробировали симбиоз общеобразовательной подготовки и эстетического воспитания. Обобщив собранную информацию, разработали экспериментальные штатные расписания, учебный план, программу. И, вопреки сопротивлению скептиков, горисполком таки принял решение о создании школ нового типа. Так, на базе средней школы №79 в Орджоникидзевском районе был создан Запорожский классический лицей. Прошло 15 лет. Экспериментальная модель эстетического воспитания, присущая классическому образованию, доказала свои преимущества и в современных условиях. На сегодняшний день классический лицей — мощный образовательный центр разностороннего развития ребенка. Развитие интеллекта через иссусство — визитная карточка лицея. Kаждый ученик обязательно обучается игре на каком-либо музыкальном инструменте и участвует в одном из музыкальных коллективов. Плюс танцы, рисование, история, мифология, игры. При этом общеобразовательные предметы — та же математика, физика, химия — изучаются на самом высочайшем уровне. Уже четвертый год в лицее действует программа школьного самоуправления, направленная на развитие лидерских навыков учащихся (то, что было утеряно с уходом пионерских и комсомольских организаций). Ученики историко-правового профиля составили Конституцию лицейского содружества, определяющего все аспекты школьного самоуправления. Подготовили Закон о выборах Президента лицея, который избирается на два года. Лицеисты выдвинули своих кандидатов, те, в свою очередь, представили свои программы, провели дебаты. И затем — всеобщие выборы, в которых участвовал весь педагогический коллектив, технический персонал и ученики 5-11 классов. Примечательно, что оба раза на выборах Президента лицея побеждал Александр Кальцев, сын известного запорожского мецената, руководителя кампании «Алекcандр» Владимира Кальцева. Как говорят, лидерские качества передаются по наследству.


Четвертый год в лицее действует программа международного обмена. Сперва был заключен договор о сотрудничестве с колледжем французского города Рюэль. Запорожские лицеисты несколько раз выезжали во Францию учиться, стажироваться и изучать страну. Результат шестинедельных туров — первое и второе места на всеукраинской олимпиаде по украинскому языку. Таких побед запорожцы еще ни разу не удостаивались. Два года назад лицей заключил договор с консерваторией города Ангулема, и три недели запорожский бэнд «Джаз-лицей» давал там концерты. И вот — ответный визит французов. Помимо выступлений, музыканты, играющие экзотический для города латинский джаз, дадут и несколько мастер-классов для запорожских джазменов.


…На праздновании юбиляра в КЗ им. Глинки был настоящий аншлаг: стояли и в проходах, и на балконе. Такой искренний и теплый прием педагогов лицея как со стороны родителей, так и учеников невольно заставил вспомнить личные школьные годы. Увы, в начала 80-х ничего подобного в городе не было. Конечно же, сетовать на «тяжелое прошлое», по журналистским меркам, моветон. Но. Наблюдая великолепные выступления лицеистов, на высочайшем профессиональном уровне исполняющих как классику, так и джаз, периодически ловил себя на… зависти. Да, да на зависти к нынешнему подрастающему поколению. Поколению, у которого, несмотря на весьма непростую эпоху перемен, гораздо больше возможностей для развития и самореализации. И, что самое главное, они не упускают эти возможности.

МНЕНИЯ
Николай ФРОЛОВ, ректор Института последипломного педагогического образования, экс-руководитель запорожского городского управления образования с 1988 по 1999 г.:
— На мой взгляд, дальше всего по пути объединения общеобразовательной подготовки и эстетического воспитания пошел классический лицей. У нас было много недоброжелателей, но когда увидели, что все прекрасно получается, стали аплодировать. Хочу пожелать коллективу лицея не останавливаться на достигнутом, идти вперед и всегда ориентироваться исключительно на всестороннее развитие личности ребенка.
Павел МАТВИЕНКО, директор Запорожского классического лицея:
— Сегодня компьютерное обеспечение лицея из расчета на одного учащегося выше, чем в США, Германии и Франции. Но мы пока уступаем Японии, Корее и Сингапуру. Так что нам есть, к чему стремиться…
Владимир КАЛЬЦЕВ, председатель попечительского совета лицея:
— На попечении совета находятся 538 учеников, 112 учителей и один директор. При этом личность директора вызывает у нас наибольшее беспокойство. Дело в том, что он развил такую бурную педагогическую деятельность, которую, кстати, поддержал весь коллектив, что в результате наш Запорожский классический лицей стал известен не только в пределах Украины, не только в пределах СНГ, но и в Европе. И уже подбирается к таким странам, как Южная Корея, Япония и Сингапур.
Луи, участник французской делегации, студент ангулемской консерватории:
— Великолепный лицей, великолепная программа образования — гораздо лучше, чем во Франции. Дети просто гениальны. Если бы я был маленьким, я бы хотел получить образование в таком лицее.

 

Илья Круглов

Газета "Миг", 27.11.2005г.